Подходит к концу общественное обсуждение проекта решения городского совета «Об установлении ставок платы за землю и льгот по земельному налогу на территории города Кривого Рога в 2020 году».
Информатор решил разобраться, насколько важен вопрос определения справедливых ставок земельного налога. Кто от этого выиграет и почему некоторые чиновники и депутаты против увеличения налога на землю для предприятий горно-металлургического комплекса.
“Данное решение имеет важное значение для общины города, – комментирует проект решения депутат Николай Дектярев, – ведь плановый показатель доходов городского бюджета от платы за землю только на 2019 составляет 1 миллиард 282 миллионов гривен. Это 27% от общего фонда бюджета.
Это собственные доходы, которые мы можем направлять на благоустройство территорий, модернизацию систем водо-, теплоснабжения, ремонт зданий и обновление материально-технической базы больниц, детских садов и школ, закупку коммунального пассажирского транспорта, финансовую поддержку жилищно-коммунальной сферы, оказания помощи на лечение, решение экологических проблем.”
КАК МОЖЕТ ГОРОД ПОВЛИЯТЬ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДОВ
Деньги буквально у нас под ногам. Земля, которая отведена под размещение промышленных предприятий, должна приносить доход. Для этого нужно установить справедливые ставки платы за землю, а не ждать дотаций из государственного бюджета.
Закон позволяет установить максимальную ставку в 12% от нормативной денежной оценки земли. Наши депутаты в 2019 году проголосовали за мизер – всего 2,5 %.
“И это при том, что именно металлургические и добывающие предприятия занимают большие площади города, как раз от деятельности этих предприятий страдают жители города, именно владельцы этих предприятий получают сверхприбыли!” – возмущается Николай Дектярев. Он объясняет, что давно поднимает вопрос увеличения платы за землю.
“Во время общественных слушаний вместе с коллегами-депутатами Людмилой Бурман, Антоном Петрухиным внесли предложение установить плату за землю на 2020 год для металлургического производства и добывающей промышленности на уровне 4% от нормативной денежной оценки земли.
Это позволит дополнительно привлечь в городской бюджет 896 миллионов гривен, а следовательно существенно увеличить расходы на развитие города. Мы убеждены, что исходя из принципа социальной справедливости (установление налогов в соответствии с платежеспособностью), ставка на уровне 4% является приемлемой”.
КТО ПРОТИВ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ГОРОДА
Казалось бы, предожение депутатов должно быть поддержано, ведь оно позволит привлечь неплохие деньги в городской бюджет. Но чиновники Департамента регулирования градостроительства и земельных отношений от него отказываются и предлагают не увеличивать ставки земельного налога и арендной платы в 2020 году.
Как поясняет Николай, отказ увеличить плату за землю для крупных предприятий департамент аргументирует «нестабильной экономической ситуацией в государстве».
“Конечно это очередная манипуляция от руководства департамента и игра на стороне собственников предприятий. Несмотря «нестабильность экономической ситуации в государстве» предприятия металлургического производства и добывающей промышленности работают стабильно, и получают большие прибыли, – комментирует он такое странное решение лоббистов горно-металлургического комплекса в гориполкоме.
Например, чистая прибыль крупных предприятий в 2018 году составила более 26 миллиардов гривен. (Информация приведена без чистой прибыли ОАО «Южный ГОК», предприятие не опубликовало на сайте отчет за 2018). Это достаточный финансовый ресурс и для выплаты дивидендов, и для вложения инвестиций, и для увеличения платы за землю.
Николай уверен: “Владельцы предприятий должны быть партнерами с обществом, нести социальную ответственность за свою хозяйственную деятельность. Нарушаете земли города, загрязняет окружающую среду – платите в городской бюджет справедливые налоги!”
КТО ПОСТАВИТ ТОЧКУ В ВОПРОСЕ СПРАВЕДЛИВОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Общественные слушания по вопросу налогообложения состоялись, теперь слово за мэром и депутатами городского совета. Какие ставки платы за землю будут установлены на 2020 год, какие доходы получит городской бюджет на следующий год – зависит от решения большинства депутатов городского совета.
Но последнее слово за громадой. Общественость вправе требовать от депутатов городского совета принимать решения в интересах жителей города, а не в интересах владельцев предприятий. В этом плане показательна петиция, в которой жители Кривого Рога требуют поднять ставку земельного налога, а полученные деньги направить детям. Криворожане наконец-то начинают осозновать, что могут влиять на благосостяние города, на формирование доходной части бюджета и требовать его рационального распределения.
Сергей Преображенский