Інформатор Кривий Ріг

ЖИТТЯ

Исковерканные традиции: как праздновали Крещение на Запорожской Сечи

Через несколько дней православные христиане будут праздновать великий церковный праздник Крещение Господне. Очень многие люди в этот день считают своим долгом в этот день окунуться в прорубь. Якобы это вековая традиция.

Информатору Кривой Рог придется разочаровать новоявленных “моржей”: наши предки не ныряли в прорубь, чтобы смыть грехи. Они вообще на Крещение в нее не ныряли.

И на это есть веские причины. Очистных сооружений время не существовало. Освященную в открытом водоеме воду пили, ею лечились. Потому плескаться в такой воды было бы элементарным нарушением гигиены, а, следовательно, грехом. Это первое.

Но и это еще не все. Существовало поверье, что как только священник погрузит крест в воду, из воды бесы выскакивают и мерзнут на крещенских морозах до тех пор, пока не придет какая-то женщина стирать грязное белье. Поэтому предки не стирали вещи еще неделю после этого праздника. Какое уж тут купание!

Второе, это то, что никакое купание не способно смыть грехов с души. Для этого нужно искреннее раскаяние и готовность эти грехи искупить и больше не повторять. “Моржевание” для такой цели штука мало подходящая. Оно лишь подменяет смысл и содержание великого христианского праздника, превратившись в некий нелепый ритуал, больше похожий на язычество, чем на христианство.

И, наконец, третье. Появляться перед священником в нижнем белье всегда считалось верхом неприличия. Даже в храм принято входить в одежде, прикрывающей плечи и колени. А тут беготня в трусах и крохотных купальниках во время священного обряда. Нонсенс!

Наши коллеги с сайта Информатор Днепр нашли записанные со слов устные  воспоминания старого запорожца, жителя Екатеринославской губернии и уезда, селения Михайловки, Никиты Леонтьевича Коржа.— Одесса, 1842.).

Вот как выглядел праздник Крещения на Запорожской Сечи на самом деле: “Все казаки, пехота, артиллерия и кавалерия, собирались на площади перед церковью и стояли здесь рядами по шалашам, без шапок. , до завершения богослужения; все одевали лучшую одежду, вооружались лучшим оружием; над каждым шалашом развевались особые разрисованные флаги, которые держали хорунжи, сидящие на горячих, прекрасно убранных лошадях.

После окончания Божественной Литургии из церкви выходил настоятель с крестом в руке, за ним парами шли иеромонахи с евангелиями, иконами, в дорогой одежде; по духовенству слаженно, рядами, с хоругвями и тяжелыми пушками ступали казаки; за казаками – массы простых людей, и все вместе высыпали на середину Днепра, на Иордан. Здесь все становились шеренгами и слушали службу Божию.

Когда архимандрит впервые погружал крест в воду, казаки одновременно гремели таким залпом, что от того удара аж земля стонала. А зрителей покрывал густой дым, как тьма… Успокоившись на несколько минут, пока дым развеивался, а настоятель еще раз погружал крест в воду, казаки снова стреляли, на этот раз сколько кому заблагорассудится», — пишет Никита Корж.

Как видим, никакого раздевания и ныряния в прорубь тут не упоминается.

Так стоит ли рисковать здоровьем, окуная свое неподготовленное к подобным процедурам тело в ледяную воду, да еще и во время пандемии коронавируса? Тем более, что острые ощущения да риск получить переохлаждение и кучу болезней – это единственное, что она может принести.

О то, как правильно встречать Старый Новый год, Информатор писал раньше.

Алена Свиридова

Нагору