Інформатор Кривий Ріг

ЖИТТЯ

Как отличить пропаганду от реальных новостей: советы эксперта

Фейки и манипуляции — это то, к чему привыкло русское общество. Жаль, что иногда жертвами информационной войны становятся и граждане Украины.

Как отличить реальные новости от пропаганды расскажет Информатор Кривой Рог со ссылкой на Информатор Деньги и специалиста по медиаграмотности Сергея Черпакова.

Существует несколько видов манипуляций сознанием в информационном поле. Самый распространенный прием — фейки и дезинформация. Дезинформация – это когда берется существующий факт и перекручивается в том контексте, который необходим пропагандисту. Это наблюдается у русских пропагандистов. Они пытаются продвигать свои нарративи и ту мысль, которую им нужно заложить в сознании наших граждан.

Самый главный маркер – это источник информации, который размещает новость. В настоящий момент многие слушают блогеров — как в нашей стране, так и в их. И считают, что их мыслям в какой-то степени можно доверять. Специалист попробовал развеять этот миф.

“Все новостные ресурсы и блогеры с русской стороны не могут говорить правду, поскольку мы видим информационную блокаду, которая есть в россии. Альтернативные СМИ просто закрыты. Социальные сети у них заблокированы. Все потому, что альтернативная мысль позволит гражданам формировать свое мнение. Чтобы этого не было, все нарративы и информационное поле заполнено пропагандистской информацией”, — сказал Сергей Черпаков.

Он отметил, что все блогеры, кажущиеся настоящими, яркими, со своим мнением и неподвластные кремлевским СМИ — таких блогеров в настоящий момент практически не существует. Все они фильтруются и проходят отбор. Вся информация, которую они пытаются донести гражданам, уже отфильтрована спецслужбами или поданная с использованием тех нарративов, которые они продвигают.

Второй маркер – откуда пришла информация. Часто ее распространяют в соцсетях, и проверить сложнее. Кроме того, друзья или коллеги могут ее перепостить, и мы начинаем верить в эту информацию. Здесь нужно — если возможно — проверить, откуда она исходит. Как правило, такая информация размещается на источниках, которым доверять нельзя, — например, СМИ низкого качества. Эксперт посоветовал ставить себе несколько вопросов:

  • почему я читаю и верю этой информации
  • подтверждается ли моя мысль фактами
  • могу ли я проверить эту информацию через альтернативные источники или другие ресурсы.

Нужно понимать, что информация всегда подается в одном ключе. Соответственно, должен быть второй источник, который позволяет эту информацию проверить и сформировать свое мнение. Следующий вопрос – кто или что повлияло на формирование собственного мнения.

Сергей напомнил, что до войны была статистика о том, что люди не слишком доверяют СМИ, а больше – лидерам мыслей. В Украине достаточно таких лидеров, у которых есть и свои ресурсы новостей, и страницы, в соцсетях, — там информация предоставляется с меньшей фильтрацией, чем для СМИ, то есть больше фактов. Плюс – работает Центр противодействия дезинформации, который очень оперативно реагирует на все вбросы и фейки – опровергают или подтверждают их.

Поэтому должны быть как минимум два источника для того, чтобы проверить информацию. На теме войны “хайпиться” очень много блогеров, “лидеров мыслей” и политиков, которые к военным вопросам вообще не имеют ни какого отношения.

Каждый пытается выразить свое мнение и прокомментировать ситуацию, тем самым сбивая людей с толку и внося свое личное мнение и дезинформируя их. Каждый блогер имеет свое направление, в котором он специалист. Каждый может выражать свое мнение, но не брать за основу.

По словам медиаэксперта, в русских каналах достоверную информацию перекручивают. Он посоветовал выбирать украинских блогеров и журналистов, которым можно доверять.

Ранее Информатор писал о фейках и дезинформации русской пропаганды распространяемых 26 июня.

Нагору