Кривий Ріг До сайту

Монстры, ставшие добрыми волшебниками: настоящая история Деда Мороза и Снегурочки

Новогодние утренники в разгаре. Ребятня с нетерпением ждет прихода главных героев праздника – доброго дедушку Мороза и его внучку Снегурочку. Ах, если бы знали малыши, а, главное их родители, какие монстры прячутся под видом сегодняшних любимцев детворы, приносящих им радость, веселье и подарки.

Реклама

Не желая никому портить праздник, Информатор все же решил познакомить читателей с далеко не однозначной биографией этих милых персонажей.

Начнем с того, что прототипом симпатичного дедули был скандинавский бог Один. Обычно его изображали в длинном плаще, шляпе и с копьем в руке, на которое он опирался при ходьбе. Как, ничего не напоминает?

Реклама

Бог Один – прообраз Деда Мороза

Идем дальше. Жил небожитель на далеком Севере, там, где жизнь людей сильно зависела от стихии. И стихию эту полагалось ублажать. Ублажать жертвоприношениями. Обычно в жертву приносили свиней и лошадей, а, когда зима была особенно сурова, то и людей. Главным образом, юных прекрасных девственниц. Девушку уводили подальше в лес, раздевали и привязывали к дереву. Если к утру она замерзала, считалось, что жертва принята. Вот этот вот покрытый льдом и инеем труп послужил прообразом прекрасной юной внучки Деда Мороза Снегурочки. Так что события, описанные в не менее известной и любимой всеми с раннего детства сказки «Морозко» имеют под собой весьма реальные и отнюдь не сказочные основания.

Вернемся к Одину-Морозу. Холодными зимними ночами он носился по городам и селам, забирая в свою жуткую свиту случайных прохожих и воруя детей. Именно несчастные дети, а не подарки, по древней легенде находятся в мешке деда. Поэтому у христиан сложилась традиция проводить Рождество дома, в семейном кругу, а не шастать невесть где, рискуя стать жертвой кровожадного бога.

Теперь о елке. Обычай украшать хвойные деревья связан с древним языческим праздником йоль. Его отмечали в самую длинную ночь года с 21 на 22 декабря. С этого дня день становился длиннее, а ночь короче. Люди искренне радовались такому событию. Украшали дома вечнозелеными ветками омелы, падуба или плюща, пили горячий эль и глинтвейн с пряностями, веселились, ходили друг к другу в гости, взявшись за руки, водили возле зеленых деревьев хороводы… Одним словом, вели себя так, как ведут себя современные люди в Новый год.

Реклама

Как же жесткий Один, ворующий детей, превратился в Дедушку Мороза, раздающего подарки послушным малышам? Все дело в Святом Николае, христианском епископе, жившем в римской провинции Ликия. Этот святой прославился своей невероятной добротой и заботой о бедных. Свою щедрость он проявлял тайком. Но миряне все равно узнавали о его милости и прославляли своего благодетеля.

Святой Николай – еще один “предок” Деда Мороза.

Говорят, что однажды епископ узнал о трех красавицах-сестрах, не имевших приданого, а потому и женихов. Отчаявшийся отец решил продать их в публичный дом, тем самым обеспечив девушкам крышу над головой и пропитание, а себе сытую старость. Не желая допустить столь мерзкого греха, Святой Николай подбросил семье в печную трубу три мешочка с золотом. Мешочки попали в сушившиеся возле печи чулки девушек, тем самым сделав их богатыми невестами. В память о событии дети и сейчас вешают в рождественскую ночь носки для подарков.

Из Старой Европы легенды о Святом Николае перекочевали в Новый Свет, где его стали называть Синтерклаас, позже преобразившееся в Санта-Клауса, сохранившего свою функцию дарителя рождественских даров.

Реклама

Что же касается славян, то тут Дед Мороз еще долгое время служил символом зла и смерти. Вспомните хотя бы поэму Некрасова «Мороз – красный нос». Сластолюбивый, старый извращенец, до смерти заморозивший молодую вдову Дарью и осиротивший двоих маленьких детей.

Этот Дед Мороз добротой не отличался

Языческого Мороза не одобряла и христианская церковь. Дети боялись бородатого старика. В их представлении Мороз был жестоким злым волшебником из сказок.

Раздающим подарки добрым дедушкой Мороза сделали по личному указанию товарища Сталина. После знаменитой фразы «вождя народов» «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее», кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев в декабре выступил с предложением организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Предложение поддержало советское руководство.

Реклама

В результате звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, а вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год. «Из ссылки» был экстренно возвращен переодетый в красный тулуп и переименованный в Деда Мороза Святой Николай. А чтобы не пугать детей бородатым стариком, в помощь к нему приставлена древняя жертва Мороза, «оживленная коммунистами» обледеневшая дева Снегурочка.

Возродили елку с Дедом Морозом и Снегурочкой по личному указанию Сталина.

Свиту набрали из симпатичных зверушек. Кошмарную парочку превратили в добрых волшебников, избавлявших мир от всякой пакости в виде Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Лешего и прочей, портящей жизнь советским людям дряни.

И пошло-поехало: высоченные елки в Кремлевском дворце, утренники в детских садах и школах, праздничные корпоративы в офисах… За несколько десятилетий к Деду Морозу и Снегурочке привыкли настолько, что представить без них Новый год трудно.

Измениться после этих «открытий» отношение к давним новогодним персонажам у читателей Информатора, сказать трудно. Но ведь всех сказочных героев кто-то и когда-то придумал.

Про то, как встретить Новый год интересно и необычно, Информатор писал раньше.

Алена Свиридова